ТД Электротехмонтаж — крупнейший российский поставщик электротехники, слаботочных
систем, инженерных систем и крепежа. Компания адаптируется к новым условиям ведения
бизнеса, ищет новых поставщиков и налаживает логистические цепочки. Недавно она приняла
новый стандарт открытия торговых точек, включающий в себя установку автоматизированных
депозитных машин (АДМ), рассказал Александр Лебедев, финансовый директор ООО «ТД
Электротехмонтаж».
— Как отразилась на работе вашей компании ситуация, возникшая в феврале 2022 года:
нарушение логистических цепочек, волатильность курса рубля и другие факторы?
Александр Лебедев: Текущая ситуация отличается от тех, с которыми мы имели дело ранее. До
этого мы сталкивались в основном с экономическими сложностями: падением рубля, ростом цен.
Сегодня основная проблема заключается в том, что часть поставщиков, прежде всего
европейских, приостановили свою деятельность в России. Кто-то полностью прекратил работу,
кто-то еще продолжает отгружать продукцию со складов, но они уже не пополняются, кто-то
отправил сотрудников в отпуск, кто-то поднял цены, а кто-то ищет альтернативные варианты
поставок.
Нам тоже пришлось принимать защитные меры: повысить цены на часть товаров и ограничить
объемы заказов для отдельных контрагентов, чтобы сохранить складские запасы.
Сейчас мы сосредоточились на нескольких направлениях. Во-первых, согласовываем с
проектными институтами и заказчиками замену продукции тех вендоров, которые покинули
российский рынок. Хочу отметить, что у нас более 400 поставщиков, и уникальной продукции нет:
все товарные линейки взаимозаменяемы в рамках как одного, так и разных ценовых сегментов.
Конечно, есть нюансы технического характера, но при помощи грамотных проектировщиков их
можно решить. Тем более, что клиенты понимают необходимость такой замены.
Во-вторых, мы меняем складскую матрицу и переключаемся на поставщиков, способных
предоставить необходимые товары.
— Какими были для компании март и апрель этого года?
Александр Лебедев: Март существенно превзошел ожидания. Заказчики стремились закупиться
по старым ценам, а у нас были солидные сбалансированные складские запасы. Это нам и
помогло.
Самое интересное, что несмотря на ажиотажный спрос в марте, в апреле мы тоже выполнили
план продаж.
— После того, как Центробанк поднял ставку, резко подорожали кредиты. Как эта ситуация
отразилась на вашем бизнесе?
Александр Лебедев: Стоимость кредитов увеличилась за год в четыре раза и это, конечно, плохо.
Но процессы в нашей компании выстроены, и в них участвуют кредитные деньги, а значит,
мгновенно отказаться от них невозможно. В силу того, что в марте была непонятная ситуация с
отгрузкой от поставщиков, а продажи шли очень активно, нам удалось погасить большинство
кредитов.
Сейчас банки постепенно снижают ставку. Кроме того, мы включены в список системообразующих
предприятий, а значит кредиты для нас должны быть дешевле. Пока мы их не получили, но
надеюсь, так оно и будет.
Опять же, у нашей компании небольшая кредитная нагрузка. Конечно, длительное время с такими
высокими ставками по кредитам работать невозможно, но пока нам хватает собственных
оборотных средств.
— Как, по вашему мнению, будет развиваться ваша отрасль в ближайший год? В перспективе
пяти лет?
Александр Лебедев: У нас был пятилетний план развития, но сейчас его придется пересматривать.
Хотя пока мы выполняем все, что запланировали.
Понятно, что будет меняться пул поставщиков. Увеличится количество китайской продукции.
Многие европейские бренды и раньше производили продукцию в Китае, но не афишировали это
и продвигали свой бренд. Сейчас они будут развивать продуктовые линейки под «своими»
китайскими брендами.
Появится больше российских поставщиков. Их и раньше было немало, а сейчас им будет проще
конкурировать. Раньше мы старались работать только с крупными производителями, а теперь
обратим внимание и на небольшие отечественные компании. Наверное, это приведет к тому, что
в разных регионах мы будем предлагать немного разный ассортимент.
Доля государственного финансирования в экономике и так была высокая, а сейчас она еще
увеличится. Уже упали инвестиции зарубежных компаний, и в ближайшее время они вряд ли
появятся. Отечественные инвесторы пока тоже приостановили активность — надо понять, как
будут развиваться события.
— В феврале-марте люди массово закрывали вклады в банках. Изменился ли объем наличной
выручки в розничном сегменте вашей компании в это время?
Александр Лебедев: Мы не заметили изменений. Доля эквайринга всегда была достаточно
высока и осталась на прежнем уровне, а то и увеличилась. Более того, люди стали чаще
пользоваться системой быстрых платежей.
— Вы пользуетесь депозитными машинами и услугами онлайн-инкассации?
Александр Лебедев: До самого последнего времени мы не задумывались об использовании
автоматических депозитных машин (АДМ). Хотя проблемы при инкассации у нас были. Каждый
раз возникает вопрос, сколько денег оставлять в кассе, как часто заказывать инкассацию. Плюс к
инкассации надо заранее готовиться: согласовать время, подготовить и опечатать мешки с
купюрами. Да и людей надо научить делать все это.
Потом Газпромбанк предложил нам попробовать АДМ Moniron. Первый аппарат мы установили
31 марта 2021 года в одной из самых крупных торговых точек. Начали тестировать. По сути, у нас
появился еще один сейф, но ответственность за хранящиеся в нем деньги теперь ложится на банк.
Аппарат проверяет все купюры на подлинность. Деньги тут же поступают на расчетный счет, они
работают, а не лежат мертвым грузом.
— Насколько сложно было научить сотрудников пользоваться АДМ?
Александр Лебедев: Обучение по использованию АДМ необходимо минимальное — вставить
карточку, ввести код и положить деньги.
— У вас достаточно много аппаратов. Как часто приходится их ремонтировать?
Александр Лебедев: Аппараты исправно работают — за все время я не получил ни одной жалобы.
Мы выбирали АДМ именно исходя из соображений массовости использования — не хотелось
экспериментировать. АДМ Moniron установлены в десятках тысяч торговых точек, а значит,
технология отлажена.
— Сколько аппаратов вы сейчас используете? Каковы дальнейшие планы?
Александр Лебедев: На сегодняшний день практически во всех наших торговых точках — а их
более 130 — используются АДМ. Мы уверены, что это правильный путь, и даже приняли стандарт
открытия торговых точек, в состав которого входит установка АДМ.
Я знаю, что существует возможность интеграции АДМ с внутренними системами компании. Сейчас
мы обдумываем, какую еще информацию нам хотелось бы из них извлекать. Но пока нас вполне
устраивает то, что есть: инкассация стала удобной, а бухгалтерия видит движение денег
практически в режиме онлайн, и деньги «работают».