8 июня 2022 года на площадке форума «Неделя Российского Ритейла» в рамках Форума «Дорожная карта FMCG в условиях неопределенности рынка» прошла экспертная сессия на тему: «Турбулентность потребительского рынка — тренды и прогнозы. Поведение покупателей — хаос или управляемый процесс? Как оседлать волну неопределенности».

Эксперты обсудили тренды и прогнозы рынка и ритейла, поведение аудитории статистику последних месяцев, относительно того, является ли она отражением реальности; возможность прогнозирования и построения трендов, поведение потребителей, заблуждения ритейла, которые могут стать губительными для бизнеса, и др.

Модераторами сессии выступили к.э.н. эксперт, Советник Председателя Правления Российской Ассоциации Экспертов Рынка Ритейла Татьяна Кондратьева и эксперт FoodTech и ЗОЖ в ритейле, независимый директор Лидия Макшейн.

В сессии приняли участие Татьяна Комиссарова, MBA, Ph.D (psychology), член Совета Европейской конфедерации маркетинга (ЕМС), директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ; Анастасия Сидорина, руководитель клиентской группы холдинга «Ромир»; Галина Ящук, директор по маркетингу Auchan Retail; Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанк»; Елена Матвеева, коммерческий директор ТС «Перекресток Впрок»; Екатерина Ломакова, вице-президент по коммерческой деятельности ТС «Азбука Вкуса»; Дарья Лащенко, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Дамате»; Владислав Чебурашкин, учредитель «Братья Чебурашкины. Семейная ферма».

Галина Ящук: «Мы в “Ашане” видим, что ассортимент меняется, например, идет уклон на покупку товаров на вес, и это открывает новые возможности… Что касается СТМ, то ее доля выросла более чем на 3 процентных пункта за один месяц. Самый большой прирост — в марках среднего ценового сегмента. Это говорит, что СТМ для торговых сетей — это золотая жила… Также многие покупатели не знают, что товары СТМ принадлежат сети, но когда мы сказали, что это наша продукция, то продажи выросли на 100%... Поэтому мы должны именно так выстраивать торговлю в любой период с точки зрения клиента и клиентского опыта».

Елена Матвеева представила слайды с ключевыми трендами на потребительском рынке России. Среди них выделены: упор на EBITDA, эффективность бизнеса (идет снижение затрат,, в первую очередь, на маркетинговые проекты, а также на экспанисию в другие города и страны); работа в условиях неопределенности (нет понимания, как будет меняться режим ограничений, как будут перестраиваться логистические процессы и поддерживаться партнерства); рост популярности СТМ (помогает снизить зависимость от поставщиков, в особенности от зарубежных); переход на локальную продукцию (приостановка деятельности ряда поставщиков подстегнула рост спроса на локальную продукцию и фермерские товары); новые способы оплаты (компании ищут новые способы упростить оплату для потребителей).

«То, что мы поняли — нельзя сокращать ассортимент. При этих условиях клиент начинает нервничать, менять покупки, осуществлять необдуманные покупки. Сейчас важна справедливая цена, чтобы не переключать его в другие ценовые сегменты», — добавила коммерческий директор ТС «Перекресток Впрок». 

Екатерина Ломакова рассказала об основных уклонах в вопросах ценообразования в «Азбуке Вкуса». 

«Мы много сил приложили, чтобы наш импорт поступал в прежнем объеме и качестве. Наши логистические цепочки продолжают работать в прежнем режиме. Наша политика ценообразования претерпевает изменения, мы дифференцировали цены на товары в онлайне. В этом году мы планируем запустить дифференцированное ценообразование и в офлайне. От промо наша зависимость очень низкая. В этом ракурсе у нас ничего не изменилось. Мы начали проводить ребрендинг нашего СТМ. Здесь мы сохраняем фокус на целевой аудитории», — сообщила эксперт.

Форум бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла» проходит с 6 по 9 июня в Центре международной торговли и соберет на одной площадке руководителей органов власти в сфере торговли, менеджмент ведущих торговых сетей, байеров, производителей, поставщиков, представителей банковской сферы, аналитиков и экспертов в сфере ритейла.

Среди партнеров «Недели Российского Ритейла»: X5 Group (Стратегический партнер), Сбер (Платиновый партнер), Магнит и Агентство стратегического развития города Москвы (Золотые партнеры), НСПК (Партнер Финтех), Почта России (Генеральный партнер ECOM), Стоп-Табак (Генеральный партнер AITF), Кубань-Вино (Генеральный партнер Wine), Profindustry (Генеральный партнер Retail Week Awards) и Ак Барс Банк.

Также Форум поддерживают: Aquanika, FM Logistic, Газпромбанк, Лента, Ozon fresh, Утконос, Велком, Sanitelle, Сколково и Роскачество.

Организаторами форума являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла.