Pharma online: что нас ждет в 2022 году

Одной из акту­аль­ных тем, кото­рая обя­за­тельно озву­чи­ва­ется в рамках «Недели ритейла» послед­них лет — это онлайн-рынок фармы.

Согласно данным RNC Pharma, по итогам I-II квар­та­лов 2021 года объем онлайн-продаж лекарств и дру­гого аптеч­ного ассор­ти­мента соста­вил 94,2 млрд руб, что на 28,5% больше, чем за ана­ло­гич­ный период 2020 года.

20 круп­ней­ших игро­ков сег­мента сум­марно обес­пе­чи­вают выручку в раз­мере 75,5 млрд руб., что соо­т­вет­ствует 80% от общего объема опе­ра­ций на рос­сийском онлайн-рынке фармы. При этом доля топо­вых ком­па­ний про­дол­жила сокра­щаться, даже несмотря на серьез­ную дина­мику боль­шин­ства игро­ков в первой два­дцатке.

Лиде­ром ТОР20 ком­па­ний eСom-сег­мента фарм­роз­ницы стала Apteka.ru, кото­рая кон­тро­ли­рует 4,1% общего объема всех продаж рынка. За пол­года через неё стал досту­пен заказ в 4,5 тыс. апте­ках. К тому же стар­то­вал про­цесс инте­гра­ции биз­неса «Эрка­фарм», в том числе за счет реб­рен­динга отдель­ных аптек в Apteka.ru.

На «Недели ритейла» в рамках сессии «Pharma online, что дальше: новые игроки, элек­трон­ные рецепты, реги­о­наль­ная логи­стика?» Федор Вирин, парт­нер ана­ли­ти­че­ской ком­па­нии Data Insight, пред­ста­вил данные фар­ма­цев­ти­че­ского рынка в онлайн-сег­менте.

Экс­перт отме­тил, что в 2020 году в интер­нет-апте­ках, вхо­дя­щих в ТОП1000 рос­сийского eCommerce, было оформ­лено 79 млн онлайн- зака­зов на 133 млрд рублей. Сред­ний чек соста­вил 1 690 рублей. При этом это ниже, чем темпы роста рынка eCommerce в целом (+78% по зака­зам и +58% по объему продаж в рублях). Как мини­мум 3 года (2017-2019) ePharma росла в ~2 раза* быст­рее, чем eCommerce в целом.

Федер Вирин рас­ска­зал, что из 54 интер­нет-аптек, вхо­дя­щих в ТОП1000 онлайн-ритейле­ров, менее поло­вины (46%) заре­ги­стри­ро­ваны в Москве или Мос­ков­ской обла­сти На втором месте среди мак­ро­ре­ги­о­нов (17%) — При­волж­ский ФО (в т.ч. 2 из топ-5 игро­ков заре­ги­стри­ро­ваны в Перми), 26% при­хо­дится на восточ­ные мак­ро­ре­ги­оны — по 9% на Урал и Сибирь, и 7% — на Даль­ний Восток.

В 2022 году меж­ду­на­род­ный форум «Неделя ритейла» состо­ится в вось­мой раз, и прой­дет 6–9 июня в Центре меж­ду­на­род­ной тор­говли в Москве.

Еже­годно форум соби­рает феде­раль­ные и реги­о­наль­ные роз­нич­ные сети, e-commerce ритейл, FMCG ком­па­нии, IT и сер­вис­ные ком­па­нии, постав­щи­ков обо­ру­до­ва­ния, банки и теле­ком, руко­во­ди­те­лей орга­нов власти в сфере потре­би­тельского рынка, отрас­ле­вые объеди­не­ния ритейле­ров и про­из­во­ди­те­лей.

В 2022 году форум сов­ме­стит в себе два фор­мата: тра­ди­ци­он­ную живую пло­щадку с нетвор­кин­гом для обсуж­де­ния акту­аль­ных про­блем ритейла и поиска сов­мест­ных реше­ний для биз­неса, а также онлайн формат, с широ­кими интер­ак­тив­ными воз­мож­но­стями для жела­ю­щих участ­во­вать дистан­ци­онно.