Компания NielsenIQ является уже мне первый год участником и партнером международного форума «Неделя ритейла». В наступившем 2022 году мероприятие в восьмой раз пройдет 6–9 июня в Конгресс-центре ЦМТ в Москве.
Рассмотри некоторые тренды, которые выделяют аналитики NielsenIQ в потребительском поведении и привычках сегодня, а также вспомним данным, представленные на Форуме в 2021 году.
Рынок онлайн-торговли FMCG в России всего за несколько месяцев преодолел феноменальную дистанцию, выйдя на новый этап развития. Новые покупатели привыкли к заказам продуктов повседневного спроса через интернет, существовавшие барьеры ушли в прошлое, а ритейлеры переключились на новые бизнес- модели, ориентированные на закрытие всего спектра покупательских потребностей в сфере питания.
По данным NielsenIQ, динамика онлайн-продаж свежих овощей и фруктов, мяса, морепродуктов, молочных продуктов с коротким сроком годности и других скоропортящихся категорий товаров даже спустя год после пандемии демонстрирует рост почти в 120% год к году, что в четыре раза больше средних значений на рынке интернет-торговли товарами повседневного спроса (32% в денежном выражении).
Тренд на переключение на онлайн-покупки ультрасвежих товаров наметился еще до пандемии: опрос, проведенный в 2020 году, показал значительный рост популярности таких категорий по сравнению с 2019 Тогда о намерении приобрести свежие фрукты и овощи заявляли 34% участников исследования, свежее мясо или птицу — 22%, хлеб и выпечку — 18%. Теперь же эволюцию и дальнейшее усиление этой привычки в 2021 году подтвердили данные фактических онлайн-продаж в России.
2 июня 2021 года в рамках сессии коммерческих директоров Commercial Day аналитическое исследование представила Мария Гаранина, руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока, NielsenIQ.
«Онлайн утроился за 2018-2020 годы. 2020 год стал границей перехода к омниканальному покупательскому опыту в FMCG индустрии, — отметила Марина Гаранина. — Доля продаж через онлайн приблизилась к отметке 3% за счет развития всех форматов онлайн продаж: запуска онлайн продаж офлайн ритейлерами, развития сервисов доставок, появления и раз-вития чистых онлайн игроков, развития маркетплейсов. В 2021-22 году онлайн может перешагнуть отметку в 5%».
Фуд поддержал рост FMCG в офлайне и ускорил рост онлайна в 2020 году, при этом 40% потребителей покупают в онлайне сразу фуд и нон-фуд.
По данным эксперта, покупатели в Москве радикально поменяли своё отношение к покупкам в e-grocery в текущем году. В 2020 году в e-grocery покупки совершались в 3 раза чаще, чем в 2019 году, 52% выбирают онлайн из-за привлекательной цены.
Ежегодно форум собирает федеральные и региональные розничные сети, e-commerce ритейл, FMCG компании, IT и сервисные компании, поставщиков оборудования, банки и телеком, руководителей органов власти в сфере потребительского рынка, отраслевые объединения ритейлеров и производителей.
В 2022 году форум совместит в себе два формата: традиционную живую площадку с нетворкингом для обсуждения актуальных проблем ритейла и поиска совместных решений для бизнеса, а также онлайн формат, с широкими интерактивными возможностями для желающих участвовать дистанционно.