1 июня на площадке «Недели ритейла» прошла стратегическая сессия «Борьба с ростом цен — необходимый шаг или путь к пустым прилавкам?»

Модератор сессии Виктор Евтухов, статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил, что ценовое регулирование — «инструмент очень тонкий. Мы проходили этот путь непросто. Мы распределяли производителей, стыковали их с потребителями».

Свое мнение на тему регулирования цен и эффективности данного инструмента высказался Тимофей Нижегородцев, заместитель руководителя Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации.

«Любой опыт нуждается в критическом переосмыслении, иначе мы все время будет приходить в точку „ноль“, — отметил эксперт. — На вопрос, хорошо ли регулирования цен или плохо, я могу ответить, что само по себе регулирование цен никогда не обсуждалось. Конгломератные соглашения по сдерживанию цен, которые мы заключали, носили добровольный характер. В юридическом смысле, если мы отбрасываем наши традиции, анализируем документ, то это не регулирование цен, что доказывает множество „сюжетов“. Из плюсов — получалась мягкая ситуация, так как было огромное количество участников, у нас не было задачи повлиять на каждого — кто-то сам вышел из соглашения, кто-то не захотел, у каждой сети своя политика. Как вывод, ничего жесткого или „полицейского“ не было, а следовательно и самого регулирования. Было сотрудничество, мы благодарны крупным сетям и сельхозпроизводителям за то, что они понимали добровольность данного шага. Негативными частями этого опыта было то, что это касалось не всех участников рынка, все действовали в абсолютно разных экономических условиях».

Также заместитель руководителя Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации объяснил, чем отличается регулирование цен от утилизации ценового шока.

«Регулирование больше связано с госпланом, а утилизация — это не регулирование цены, это набор срочных мероприятий, которые связаны с анализом различных показателей, что ведет к необходимой утилизации. Нужно подумать, как нам создать более современный механизм, потому что мир изменился, и ценовые шоки могут возникать не в силу объективных причин. В цифровой экономике ценовой шок может возникать просто из-за цифровой атаки в социальных сетях, который спровоцирует залповый спрос. Мое предложение — несмотря на то, что тот крупный опыт, который состоялся, оказался позитивным, и ценовых шоков удалось избежать, нужно двигаться дальше, не в сторону регулирования цен. Необходимо критически изучить тот опыт, который состоялся, необходимо проработать возможности защиты населения от этих ценовых шоков, ввести алгоритмические действия, которые могут происходить с учетом всех обстоятельств. Все это необходимо развивать вместе с Правительством».

«Все соглашения необходимы, но участники отрасли, которые включены в эти соглашения, должны чувствовать позитивное внимание со стороны государства. Они должны чувствовать, что государство о них заботится, а не принуждает. Нужна предсказуемость, чтобы люди чувствовали себя комфортно», — добавил Аркадий Дворкович, председатель Фонда «Сколково».

Популярные новости за неделю

Популярные новости за месяц

Ещё новости