Пер­во­на­чально глав­ным фак­то­ром, повли­яв­шим на реше­ние ритейлера перейти на АДМ, стало зачис­ле­ние налич­ной выручки на рас­чет­ный счет в режиме онлайн после вне­се­ния в депо­зит­ную машину. Однако в про­цессе реа­ли­за­ции «пило­тов» при­о­ри­теты ком­па­нии изме­ни­лись. О том, почему Декат­лон пла­ни­рует в этом году пере­ве­сти на онлайн-инкас­са­цию почти все свои мага­зины, рас­ска­зы­вает руко­во­ди­тель каз­на­чейства сети Ольга Саль­ни­кова.

– Ольга, се­го­дня на рынке есть несколько тех­но­ло­гий для обслу­жи­ва­ния налич­ной выручки ритейлера. Декат­лон сразу при­нял реше­ние про­те­сти­ро­вать АДМ, или вы про­бо­вали и дру­гие вари­анты?

– Мы изу­чили раз­ные тех­но­ло­гии обра­ботки налич­ной выручки, пред­став­лен­ные на рынке. Напри­мер, мы все­рьез рас­смат­ри­вали воз­мож­ность рабо­тать с бан­ко­ма­тами-рецир­ку­ля­то­рами, даже вели пере­го­воры с про­из­во­ди­те­лями этих устройств. Рецир­ку­ля­торы – удоб­ные и надеж­ные машины, но на тот момент в Декат­лон налич­ная выручка состав­ляла 25-30%, а рецир­ку­ля­торы целе­со­об­разно уста­нав­ли­вать при боль­шом потоке налич­ных денег, и мы отка­за­лись от идеи исполь­зо­вать их. Кроме того, такие бан­ко­маты довольно дорого стоят. Если мы при­об­ре­тем их само­сто­я­тельно, то срок оку­па­е­мо­сти рас­тя­ги­ва­ется на годы; если поку­пает банк-парт­нер, то тариф на обслу­жи­ва­ние будет для нас высо­ким.

Онлайн-инкас­са­цией с помо­щью АДМ мы заин­те­ре­со­ва­лись не так давно, в 2019 году. Изу­чив тех­но­ло­гию, мы при­шли к выводу, что она устра­и­вает нас с эко­но­ми­че­ской точки зре­ния и смо­жет решить важ­ную на тот момент финан­со­вую задачу – повы­сить ско­рость зачис­ле­ния налич­ной выручки на рас­чет­ный счет. После про­ве­де­ния тен­дера в начале 2020 года сов­местно с Газ­пром­бан­ком мы уста­но­вили пер­вые несколько АДМ Moniron ком­па­нии Profindustry. Для «пило­тов» мы выбрали мага­зины в Москве, где нахо­дится цен­траль­ный офис Декат­лон, чтобы было проще управ­лять новыми про­цес­сам и кор­рек­ти­ро­вать их.

– У вас были спе­ци­фи­че­ские тре­бо­ва­ния к банку-парт­неру и депо­зит­ной машине?

– Декат­лон – круп­ная ком­па­ния с набо­ром стро­гих тре­бо­ва­ний по без­опас­но­сти для внут­рен­них и внеш­них биз­нес-про­цес­сов. Мы искали для парт­нер­ства круп­ный надеж­ный банк, кото­рый в то же время смо­жет гибко адап­ти­ро­ваться под наши регла­менты работы. В лице Газ­пром­банка мы нашли такого парт­нера.

Что каса­ется депо­зит­ной машины, здесь так­же при­сут­ство­вал набор стан­дарт­ных тре­бо­ва­ний: про­стота в обра­ще­нии, надеж­ность и каче­ствен­ная тех­под­держка про­из­во­ди­теля. Газ­пром­банк пред­ло­жил нам депо­зит­ные машины Moniron, лучше всего под­хо­дя­щие под наши запросы. Сей­час Декат­лон тести­рует эти устройства, в буду­щем мы пла­ни­руем уста­нав­ли­вать их в осталь­ных мага­зи­нах сети.

– Вы упо­мя­нули, что глав­ной целью пере­хода на онлайн-инкас­са­цию для Декат­лон стала опти­ми­за­ция cash flow. Уда­лось ли вам решить эту задачу?

– Пер­во­на­чаль­ных целей внед­ре­ния онлайн-инкас­са­ции мы достигли довольно быстро, но при реа­ли­за­ции пилот­ных про­ек­тов мы открыли для себя много допол­ни­тель­ных цен­ных состав­ля­ю­щих исполь­зо­ва­ния онлайн-инкас­са­ции. В част­но­сти, я имею в виду упро­ще­ние обслу­жи­ва­ния налич­ной выручки для сотруд­ни­ков. Декат­лон все­гда был уни­каль­ным фор­ма­том среди спор­тив­ных мага­зи­нов. Мы изна­чально ори­ен­ти­ро­ваны на то, что любой сотруд­ник видит своей глав­ной зада­чей обще­ние с поку­па­те­лем и помощь в под­боре товара. Опти­ми­зи­руя про­цессы по пере­счету денег для кас­со­вой команды, под­го­товке доку­мен­тов для инкас­са­то­ров и ожи­да­нию бри­гады пере­воз­чика, мы улуч­шаем кли­ент­ский сер­вис и повы­шаем лояль­ность поку­па­те­лей.

– Кстати, как сотруд­ники мага­зи­нов Декат­лон отнес­лись к необ­хо­ди­мо­сти поль­зо­ваться депо­зит­ной маши­ной?

– У сотруд­ни­ков, кото­рые уже рабо­тали с депо­зит­ными маши­нами, ника­ких затруд­не­ний не было. Те, для кого это новый опыт, потра­тили неболь­шое время на осво­е­ние навыка. В целом, рабо­тать с АДМ довольно про­сто, хотя поку­пюр­ный спо­соб вне­се­ния денег в АДМ Moniron был для нас в новинку. Ско­рее, сложно было по-новому орга­ни­зо­вать работу кас­со­вой команды – изме­не­ние усто­яв­шихся биз­нес-про­цес­сов зани­мает время и тре­бует систем­ных уси­лий.

В декабре 2020 года в Крас­ной поляне мы открыли новый мага­зин Декат­лон с уже уста­нов­лен­ной депо­зит­ной маши­ной. На этой тор­го­вой точке онлайн-инкас­са­ция изна­чально легла в основу работы с налич­ной выруч­кой, и у нас не воз­никло ника­ких затруд­не­ний. Выстра­и­вать про­цесс с нуля все­гда легче, чем менять усто­яв­шийся.

– Какие задачи Декат­лон ста­вит перед собой и сво­ими парт­не­рами в этом году?

– В первую оче­редь, мы будем уде­лять вни­ма­ние выстра­и­ва­нию отно­ше­ний с Газ­пром­бан­ком в режиме «еди­ного окна». Для этого мы недавно под­клю­чи­лись к феде­раль­ной плат­форме инкас­са­ции Moniron Cash Connect. С ее помо­щью мы осу­ществ­ляем мони­то­ринг работы уста­нов­лен­ных АДМ и в режиме реаль­ного вре­мени видим, сколько денег кас­сиры внесли в депо­зит­ную машину, нас­колько она запол­нена и т.д. Мы так­же пла­ни­руем «подру­жить» Moniron Cash Connect с нашими внут­рен­ними бух­гал­тер­скими и кас­со­выми ИТ-систе­мами. Это помо­жет нам реа­ли­зо­вать бес­шов­ную инте­гра­цию с Газ­пром­бан­ком и уста­нов­лен­ными у нас АДМ, повы­сить кас­со­вую дис­ци­п­лину, кон­троль и реа­ли­за­цию про­филь­ных задач. Сей­час мы стре­мимся к тому, чтобы с помо­щью Газ­пром­банка и плат­формы Moniron Cash Connect авто­ма­ти­зи­ро­вать все биз­нес-про­цессы, свя­зан­ные с налич­ной выруч­кой.

Запла­ни­ро­ван­ные к открытию новые мага­зины Декат­лон будут изна­чально осна­щены депо­зит­ными маши­нами. На уже рабо­та­ю­щих тор­го­вых точ­ках мы пере­про­ек­ти­руем кас­со­вые ком­наты, где уста­нов­лены АДМ, чтобы банк мог инкас­си­ро­вать устройство в удоб­ные ему часы, не мешая работе пер­со­нала. Наша глав­ная цель на 2021 год – уста­но­вить АДМ в 90% мага­зи­нов Декат­лон в Рос­сии.

Бесе­до­вал Гер­ман Калы­шев

Ещё новости