Максим Гришаков, генеральный директор «Яндекс.Маркет», поделился рассуждениями о том, кто победит - онлайн или офлайн ритейл, на Неделе Российского Ритейла. Публикуем текст и видео его выступления. 

Максим Гришаков, генеральный директор «Яндекс.Маркет»: На мой взгляд, не может победить онлайн или офлайн. Победят технологии и качественная инфраструктура. Мы видим взаимопроникновение технологий, которые еще 5-7 лет назад были прерогативой только IT-компаний, а сейчас все больше и больше они реализуются в офлайне. Зато компании, которые исторически работали в онлайне, начинают идти в офлайн, чтобы контролировать весь опыт, а не только маленькую его часть. Появляются новые категории, которые будут драйвить развитие. Недавно поступила информация, что в прошлом году рынок онлайна вырос до полутора триллионов, это очень большая цифра.

Все начиналось с музыки, с дисков, потом подключилась электроника. В каком-нибудь 2005 году никто бы не поверил, что можно онлайн продавать одежду. Сейчас мы видим, что крупнейшая онлайн-площадка в России WILDBERRIES специализируется в основном на одежде. Мне кажется, следующая волна роста будет состоять из продуктов, которые сейчас продаются в традиционном ритейле, мы все больше видим потребность покупателя собирать свои корзины онлайн и получать их как можно быстрее. В Турции есть компания, называется Getir, что переводится как «принеси», и она гарантирует, что доставит ваш заказ за 15 минут. Поэтому мы говорим про технологии, как привлечь покупателя, и про технологии, создающие инфраструктуру, потому что на самом деле это очень дорого – собрать и доставить штучный заказ. И нам нужны технологии, которые позволят удешевить эту цепочку.

Сегодня уже говорили о том, как было бы классно, если бы покупатель сам собирал корзину, сканировал товары и уходил из магазина. В «Яндекс.Маркете» на сегодняшний день находится 200 млн товаров и около 5 млн покупателей приходят ежедневно, подключено около 30 тысяч магазинов. Почему они к нам приходят? Они хотят что-то почитать о товаре, потому что сегодня они хотят не просто купить товар, но и понять, а что это за товар. И главное – почитать отзывы людей, которые уже купили этот товар, потому что скорее всего это объективные отзывы, а не рекламный текст. И конечно, посравнивать цены. В онлайне все очень просто: за один клик можно узнать, где и какой товар сколько стоит. В офлайне это еще не реализовано, хотя, мне кажется, это одна из любопытнейших вещей. Было бы классно, если бы у меня была корзина, которая покажет, сколько сегодня мой стандартный набор продуктов стоит в «Ленте», в «Перекрестке» и так далее. Тогда у меня бы появилась свобода выбора, я бы уже осознанно шел в магазин или заказывал бы доставку. И здесь как раз начинают стираться границы между онлайном и офлайном.

Важная вещь не только для «Яндекс.Маркета», но и для всего онлайна, сделать понятную инфраструктуру. У нас есть маркетплейс «Беру», недавно запущенный, и мы заметили, что как только делаешь в каком-то регионе доставку на следующий день, то продажи растут многократно. Казалось бы, очевидно, но стандартная доставка из Москвы в отдаленные регионы занимает 3-4 дня. Сделать так, чтобы продукт лежал рядом с покупателем, очень важно. И сделать это нужно экономически эффективно, потому что очень просто разложить товар по 50 распределительным центрам, заморозив деньги, и потом поднимать цены, потому что нужно как-то поднимать свою экономику. Поэтому здесь более активно начинают использоваться алгоритмы. Именно большие данные нужны для этого, чтобы понимать, какой товар когда купят и где он должен находиться, чтобы товарный запас был не больше и не меньше, а именно таким, который был бы идеален и необходим. Говорят, что Amazon отправляет заказы еще до момента, как человек произвел оплату. Не очень верю, что заказы отправляются конечному покупателю, но точно перевозятся в консолидационные центры, потому что Amazon понимает, что эти заказы случатся. И как раз машинное обучение позволяет делать эти оптимизации. Все движется к тому, что границы между онлайном и офлайном будут все больше и больше стираться, выигрывать будут компании, которые используют самые передовые технологии, чтобы привлечь покупателей, чтобы сделать свои операции более дешевыми, чтобы построить качественную инфраструктуру, чтобы нужный товар в нужное время находился недалеко от покупателя.