Публикуем видео и текст выступления министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на пленарном заседании «Эффективность в ритейле: новые точки роста», прошедшем в рамках Недели Российского Ритейла-2019. Он рассказал о четырех основных направлениях развития внутренней торговли, по которым ведется работа в Минпромторге России.

 

Текст выступления:

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли Российской Федерации: – Думаю, настрой сегодня у всех участников должен быть положительным, так как прошлый год для ритейла был переломным с точки зрения изменения тренда, рост составил 2,8%. Отрадно, что в первом квартале этого года мы видим положительную тенденцию. Что касается дальнейшего развития торговой сферы, я бы выделил 4 основных направления, по которым мы с вами уже ведем совместную работу.

В первую очередь я бы отметил новшество прошлого года по вовлечению в товарооборот зарубежных покупателей, введение системы Tax Free. Если брать примеры прошлого года в рамках проведенного Чемпионата мира, то средний чек составлял около 90 тысяч рублей, а на сегодняшний день он уже около 120 тысяч рублей. За год выдано более 100 тысяч чеков на сумму 11 млрд рублей. Этих дорогих покупок не было бы, если бы не была введена эта система. И по опросу покупателей, иностранцев в данном случае, более 84% воспользовались этой услугой и отметили, что эта система способствовала тому, чтобы они приобрели эти товары. Выручка магазинов, в которых внедрена система tax free, выросла примерно на 20%. Сейчас наша задача – внедрить tax free по всей стране без каких-либо ограничений по торговым точкам, до конца года завершается цифровизация системы, и мы повсеместно запустим эту программу.

Второе важнейшее направление – это максимально возможное сокращение теневого рынка с перераспределением его объемов в пользу добросовестных производителей и торговых организаций. Помочь в решении этой проблемы призвана система прослеживаемости, которую мы с вами поступательно выстраиваем. Главным событием в этом году является введение обязательной маркировки по ряду товаров. На днях мы планируем подписать соглашение с ЦРПТ на предмет партнерства с уполномоченной организацией в этом направлении. На сегодняшний день на территории России обязательная маркировка применяется в отношении изделий из натурального меха, табачной продукции, не так давно начали проводиться добровольные эксперименты по обувным товарам, фотокамерам и лекарственным препаратам. В ближайшее время начнется эксперимент по маркировке молочной продукции. Кстати, без ложной скромности хочу сказать, что Россия здесь в передовиках с точки зрения формирования системы прослеживаемости товаров. Мы продолжим расширять номенклатуру маркируемой продукции, это будет происходить не в императивном порядке, а после консультаций и решения всех технических вопросов с профессиональными объединениями и добросовестными производителями.

Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос о внедрении системы прослеживаемости в периметре Евразийского экономического союза в целом. С меховыми изделиями уже был успешный пример. Важно решить это для того, чтобы вся система была более эффективна.

Помимо того, что система маркировки закручивает гайки в отношении нелегального оборота, добросовестным участникам рынка и торговым компаниям она поможет упростить учет, так как содержит всю информацию о движении товара. Государство же должно использовать эту возможность для снятия излишних регуляторных и административных барьеров. Это третье направление, о котором я сегодня хотел бы сказать. Сейчас правительство проводит масштабную работу по анализу и пересмотру нормативно-правовых актов в рамках регуляторной гильотины. Мы уже провели ряд встреч с отраслевыми ассоциациями, объединениями и поддерживаем их предложение признать утратившими силу невыполнимые нормы СанПина, которые выступают камнем преткновения для развития бизнеса в целом. Избыточность этих правил вынуждает предпринимателей либо идти на их нарушение, либо попросту они не работают. Навряд ли в России можно найти хотя бы один ресторан, где все соответствует нормам СанПина. В целом в регуляторной схеме, на наш взгляд, нужно менять подход. Государство должно определять и контролировать выполнение требований безопасности и качества проданного товара или предоставленной услуги, а не просто диктовать условия его производства. При этом разработка любых новых правил должна осуществляться совместно с заинтересованными отраслевыми ассоциациями предпринимателей. Именно с таким предложением мы обратились в Правительство.

Вы прекрасно знаете, что Минпромторг последовательно поддерживает снижение административных барьеров и избыточной зарегулированности в области торговли. Сейчас мы выступаем противником каких-либо изменений в законе о торговле в части взаимоотношений торговых сетей и поставщиков. На наш взгляд, закон должен проработать не менее 2-3 лет, чтобы говорить о том, что какая-то норма не работает и требует соответствующей корректировки. Нельзя непрерывно менять правила игры.

Наконец, четвертое. Сейчас нашим главным приоритетом является развитие всех форматов торговли, это касается удобных каналов дистрибуции небольших и мелких товаропроизводителей. Законопроект о развитии мобильной и нестационарной торговли в декабре внесен в Государственную думу, и мы очень надеемся, что этот закон скоро будет рассмотрен в первом чтении. Отмечу, что он откроет возможности для роста не только малого торгового бизнеса, но и крупные торговые сети смогут расширить свою потребительскую аудиторию, используя франчайзинговую модель. Развитие конкуренции и многообразие торговых объектов расширяет каналы сбыта для товаропроизводителей, создает удобную инфраструктуру для потребителей. В этой части мы видим нашу задачу в выявлении и популяризации лучших практик. В прошлом году по итогам первого Всероссийского конкурса «Торговля России» мы издали альбом лучших бизнес-моделей и технологических решений, которые внедряются в разных торговых форматах, и разослали его по регионам как ориентир для региональных властей. В этом году на конкурс мы получили уже более 800 заявок, это на треть больше, чем в прошлом году.

Хотел бы отметить, что торговля – это суть любого города, а малые форматы – основа комфортной городской среды. В городах советской застройки всегда был дефицит приспособленных небольших помещений с витринами, отдельными входами на пешеходную улицу или тротуар. Это и есть стрит-ритейл. Его отсутствие может быть только частично восполнено нестационарной торговлей, поэтому мы должны решать, как его воссоздать в российских городах. Это вопрос сложный, комплексный, связанный с градостроительством и архитектурой городов. Мы впервые подготовили альбом, который может стать методическим пособием по развитию стрит-ритейла и разнообразия торговой среды. В нем содержатся конкретные рекомендации городским архитекторам и местным властям по разным типам застройки, с примерами, схемами и даже картинками, как создавать в городах комфортное и современное торговое пространство. На «Неделе ритейла» в рамках одной из сессий этот альбом будет представлен широкому кругу и по итогам обсуждения направлен в регионы.

Мы в равной степени готовы поддерживать все форматы торговли со всеми заинтересованными сторонами. Мы являемся вашими союзниками, помощниками в этом направлении и хотим пожелать всем успехов в совместной работе, чтобы по результатам данного мероприятия появились новые идеи и предложения, которые лягут в основу тех инноваций, которые мы вместе с вами будем внедрять по жизни.