Публикуем пятую часть тезисов пленарного заседания «Электронная торговля в ритейле: драйверы роста», которое прошло в первый день работы V Международного форума «Неделя Российского Ритейла-2019», 3 июня. С первой, второй, третьей и четвертой частью выступлений можно ознакомиться по ссылкам.

В пленарном заседании приняли участие руководители крупнейших торговых сетей и интернет-магазинов в России, а также представители аналитических центров. Модерировал дискуссию Иван Кургузов, руководитель кластера «Электронная коммерция» в Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК).

Модератор: — Илья Кретов сделает выступление на тему трансграничной торговли и маркетплейсов.

Илья Кретов, генеральный директор eBay Россия: — Рынок e-commerce в мире, по разным оценкам, от 2,8 до 3,3 трлн долларов. Мы в России наслаждаемся рынком в 16-18 млрд долларов, это меньше 1%. В Скандинавии с населением в 25 млн человек (в России, для сравнения, 125 млн человек), уже сейчас на рынке e-commerce покупают в 2 раза больше нас. Они мало что производят, поэтому они приучены покупать кросс-бордер. Наш рынок экспорта сейчас по оптимистичным оценкам приближается к 1 млрд долларов.

Что значит быть успешным в розничном экспорте в мире? На слайде показан пример — результаты продавца из Шеньженя, Китай. На eBay он продает на сумму 70 млн долларов в год (у него несколько площадок помимо eBay, всего он продает на 290 млн долларов в год). У него 80% рост на протяжении последних 3-4 лет. Каким образом он достиг этого? Это модель, к которой российские продавцы могут приходить. У него 15 складов в мире, потому что люди из США хотят получить товар завтра, бесплатно, и иметь возможность вернуть вещь в течение 60 дней (это правила категории). У него 10 тыс. посылок в неделю отправляется методом гарантированной отправки, то есть покупатель знает, что получит товар в течение недели. 230 его сотрудников работают только на одну площадку, всего в компании около 2000 человек. Конечный шаг всякого продавца — открытие новых внешних складов, потому что без них ты никогда не сможешь конкурировать с местными продавцами.

Когда потенциальный продавец спрашивает, какая у него может быть стратегия экспорта и какие там есть подводные камни, он сначала должен понять, кто он — производитель, который производит что-то классное, или он дистрибьютирует что-то классное (или как минимум востребованное в мире). В этот момент у него может не быть никаких продаж на внутреннем рынке в России, но он может использовать маркетплейсы как внешнюю аутсорсную площадку. Для того, чтобы расти еще быстрее, нужно будет реструктурировать компанию и делать зарубежные операции, чтобы работать с внешними складами. Что стоить на пути развития экспорта в России? НДС и вопрос вывоза товара на внешние склады, что мы, как страна, пока не очень умеем.

На прошлой неделе вышла статья о российских предпринимателях, продающих на eBay. Среди них компания Bravo International, такой маркетплейс в маркетплейсе. Они генерируют 300 тыс. наименований товаров, у них 1,5 млн долларов годовой оборот и 120 отправок на экспорт ежедневно.

Производители, как правило, чуть хуже идут на экспорт, поскольку им приходится много всего перестраивать. В компании MV-Tuning ребята из Тольятти делают запчасти для машин, создают тюнинговые автомобили для всего мира.

В России есть много экспортеров, которые могут производить и продавать, но не все об этом знают. Мы запустили проект «Сделано в России», начали с небольших городов — Ярославля, в этом году запускаем Удмуртию и Нижегородскую область. Открыта витрина Made in Russia, в которых все эти товары собраны. Вы удивитесь: есть ребята из Ярославля, отгружающие шкуры в Австралию, есть точилка для ножей из Удмуртии за 500 долларов, которая уехала в Америку и т.п. Никогда не знаешь, что там может быть нужно.

Всегда возникает вопрос, доставит ли Почта России товар, уедет он или не уедет. Мы с ней очень активно работаем. Вижу в зале Алексея Скатина (первого заместителя генерального директора «Почты России»), спасибо ему большое. Мы уже улучшили продукт, написали техническую интеграцию — то, что занимало полтора часа, теперь занимает 3 минуты. Помимо Почты России есть DHL, с которыми у нас тоже написана интеграция. У нас есть спец тарифы для продавцов на Ups. Нужно выставлять все методы отправки, потому что покупатель решает, каким методом ему это хочется получить — быстро и дорого, или подешевле, но помедленнее.

Мы открыли Академию экспорта export-academy.ru с лекциями о том, с чего начинать экспортеру, с самых азов до историй о том, как развивать свой бизнес.

Что такое НДС 0%? Сейчас, если ты выводишь контейнер, то у тебя есть документы для таможни, чтобы этот контейнер обложить нулевой ставкой НДС. То есть 20% тебе возвращаются обратно, ты можешь снизить свои цены. Если ты отправляешь попосылочно, у тебя нет документов, чтобы подтвердить ставку в 0%. Мы, как агрегатор 25 000 экспортеров в России, сказали, что этот вопрос надо как-то решать. За последний год мы добились того, что коалиция экспортеров поддерживают эту инициативу, среди них Почта России, DHL, Минпромторг, Минфин.

Мы запустили export.ebay.com и сообщества в Facebook и вКонтакте, куда активно пригласили наших продавцов, которые являются экспертами по экспорту, и там можно задать им вопросы.

Модератор: — Получается, пока офлайновые сети выходят в онлайн, онлайн уже идет на экспорт.