Представители федеральных и региональных органов власти, табачные компании и ритейлеры обсудили ключевые проблемы регулирования табачной промышленности на экспертной сессии «Реализация табачной продукции в малом ритейле» в рамках Недели российского ритейла 2019.

Основными темами дискуссии стало противодействие нелегальным сигаретам, переход производителей сигарет на систему цифровой маркировки и особенности регулирования инновационных никотиносодержащих продуктов со сниженным риском. Табачная отрасль является вторым по объему налогоплательщиком после нефтегазового сектора и ее развитие прямо отражается на формировании доходной части бюджета. Сигареты также являются самым популярным потребительским продуктом, который создает торговый оборот в сотни миллиардов рублей.

«Появление торговцев нелегальными сигаретами в регионе создает эффект домино – достаточно двух-трех группы нелегалов, чтобы обрушить работу владельцев честных торговых точек. Если на «белые» сигареты продавцы накручивают около 10% от закупочной цены, то нелегалы делают двойную накрутку и при этом не платят акцизы» - отметил президент Ассоциации малоформатной торговли, Владлен Максимов. 

Борьба  с нелегальными сигаретами является безусловным приоритетом для отрасли, а в ряде регионов проблема нелегальных сигарет особенно серьезна, подтвердили Ирина Теларова, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области, и Максим Останин, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Ирина Теларова отметила, что в Ростовской области крайне значима проблема контрафакта и контрабанды сигарет, в частности из Беларуси. В то время как средняя стоимость легальной пачки за последние несколько лет увеличилась в 3 раза до 106 рублей, сохраняя тенденции к росту, сигареты из Беларуси на нелегальном рынке стоят 40-45 рублей.

«Мы поддерживаем позицию, что необходимо усиливать нагрузку и ответственность на безответственных участников рынка, увеличивать размеры штрафных санкций, делая конкурентную среду чище. Мы обсуждали это с сенатором от области Ириной Рукавишниковой, нами предложено отдельное регулирование табачной продукции» - сообщила Ирина Теларова.

Максим Останин, рассказал, что нелегальные сигареты занимают 19,6% рынка в Новосибирской области по данным за I квартал 2019 года. Это преимущественно сербские сигареты, которые попадают в Россию через Казахстан по железной дороге.

Ян Витров, руководитель проекта по маркировке и прослеживанию табачной продукции Центра развития перспективных технологий, привел данные о развертывании системы. Так, 1,5 миллиарда пачек сигареты уже промаркированы и ежедневно к ним прибавляется еще 35 миллионов, а в самой системе зарегистрировано 9500 участников рынка, включая производителей, которые выпускают 98% всего объема сигарет в России.

Василий Груздев, Директор по работе с органами государственной власти JTI Россия, отметил в своём выступлении что ситуация с нелегальными сигаретами стала критической, так как они занимают уже 10,3% табачного рынка. «Для эффективной борьбы с нелегальной торговлей требуется комплексный подход, включая такие изменения в российском законодательстве как: ужесточение наказания за оборот нелегальной продукции, ограничение норм перемещения физлицами немаркированных сигарет (по аналогии с нормами для немаркированного алкоголя), усиление контроля за оборотом специальных марок, создание госреестра производственного оборудования и обязательное уничтожение конфискованного оборудования, на котором производилась нелегальная продукция. Еще один из возможных инструментов – установление единой «пороговой» цены, ниже которой в стране не могут продаваться сигареты, на основе минимальных налоговых обязательств – акциз и НДС)» - сказал он. 

Вторая часть дискуссии касалась во многом регулирования оборота и маркетинга вейпов и электронных сигарет.

«Мы поддерживаем усилия государства по дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в России и считаем, что запуск «регуляторной гильотины», с целью выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и подготовки предложений по совершенствованию законодательных процедур в области контроля, является крайне своевременной инициативой. Технологический прорыв последнего десятилетия в табачной отрасли, связанный с появлением инновационных видов никотинсодержащих продуктов с пониженным риском создаёт новые возможности для существенного снижения вреда, связанного с табакокурением. В этой связи, особо актуальным является решение вопросов, связанных с информированием потребителей о новых продуктах. В связи с масштабами и скоростью происходящих изменений на российском потребительском рынке, а также развитием новых каналов коммуникации, регулирование правоотношений в сфере рекламы не в полной мере отвечает текущему уровню развития технологий информирования потребителей, в частности об инновационных продуктах с пониженным риском, что сказывается на развитии добросовестной конкуренции на рынках как традиционной табачной продукции, так и альтернативных никотинсодержащих продуктов» - рассказал Сергей Слипченко, генеральный Директор ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»

Была затронута тема отличия никотинсодержащих продуктов от традиционных сигарет и необходимое нормативное закрепление этих отличий. «Для малого ритейла исключительно важно работать с новыми никотиносодержащими альтернативными продуктами, так как торговля ими подразумевает личный контакт с покупателем, который сложно обеспечить в крупной торговой сети. Такое конкурентное преимущество делает возможным реализацию других продуктов в малых магазинах» -  добавил президент Ассоциации малоформатной торговли, Владлен Максимов. 

Сергей Киселев, руководитель отдела по связям с органами власти российского подразделения производителя вейпов Juul Labs, которая не является табачной компанией отметил, что регулирование электронных систем доставки никотина (ЭСДН) должно учитывать их фундаментальное отличие от табачных изделий. «Потенциал ЭСДН по снижению риска для здоровья курильщиков признан органами здравоохранения многих стран мира[1]. Важно дать взрослым курильщикам доступ к информации об этой альтернативе, поэтому ориентированная на них реклама и выкладка ЭСДН не должны быть под запретом. Требования к упаковке не должны создавать ошибочного впечатления о равной степени вреда вейпов и сигарет. Также необходимо оградить потребителей ЭСДН от табачного дыма, поэтому нельзя отводить места для их использования там, где создаются места для курения. При этом приоритетным элементом регулирования, должен быть безусловный законодательный запрет на продажи вейпов несовершеннолетним» - отметил Сергей Киселев.

Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ отметил, что ЭСДН и табак должны регулироваться по-разному. «Хотелось бы напомнить про тему так называемой «стометровки» - запрета торговать табачными изделиями в ста метрах от образовательных организаций. Мы много раз говорили об абсурдности этой нормы в нынешнем виде, но пока ситуация, к сожалению, не сдвинулась с места» - также отметил он.

Также участие в сессии приняли представители Минэкономразвития России, Минсельхоза России, муниципальных и региональных органов власти, общественных организаций и делового сообщества.

 

[1] Справочно: Всемирная организация здравоохранения констатировала, что количество и уровень токсичных веществ при использовании ЭСДН ниже, чем в сигаретном дыме (Доклад ВОЗ FCTC/COP/7/11, п. 7,8). Исследования Агенства общественного здравоохранения Англии (PHE) подтвердили, что вейпинг как минимум на 95% менее вреден, чем курение табака. Агентство по санитарному надзору за качеством продуктов и лекарств США (FDA) заявило, что при надлежащем регулировании ЭДСН могут предоставить возможность большому количеству курильщиков навсегда отказаться от сигарет. Американское онкологическое общество констатировало, что вейпинг менее вреден по сравнению с курением сигарет https://www.cancer.org/ecigaretteposition. В России лабораторное исследование ВНИИТИ (Всероссийского НИИ табака и махорки), проведенное по заказу Евразийской экономической комиссии в апреле 2018 года, показало, что содержание контролируемых ВОЗ токсичных веществ в выделяемом различными системами ЭСДН аэрозоле на 85%-99% ниже, чем в сигаретном дыме. https://www.who.int/fctc/cop/cop7/FCTC_COP_7_11_RU.pdf